Актуальность проблемы правонарушений среди несовершеннолетних детей очевидна и обусловлена рядом причин: снижением жизненного уровня населения, расслоением общества, переоценкой социальных ценностей, изменениями в системе воспитания и обучения подрастающего поколения. Все это вызвало в последние годы небывалый рост преступности среди детей и молодежи.
Рост преступности среди несовершеннолетних вызывает тревогу у населения, родителей, педагогов, сотрудников правоохранительных органов.
В то же время средства борьбы с преступностью отстают от тех процессов, которые происходят в обществе, и часто дети, которые ранее считались благополучными, попадают в число трудновоспитуемых или потенциальных правонарушителей.
По данным ряда авторов (С.А. Беличева, А.И. Михеев, Ю.И.Зотов), наибольшую тревогу в криминальном плане вызывают дети и подростки, относящиеся к группе социального риска. По сведениям МВД РФ, около 20% таких подростков состоят на учете в органах милиции и на их долю приходится большая часть правонарушений.
Казалось бы, для нас дошкольников эта тема совершенно не актуальна, однако с этим можно не согласиться.
Следует помнить, что уже в раннем возрасте ребенок способен усваивать элементы нравственного поведения, простейшие правила общения с окружающими.
Нравственное воспитание детей 2—3 лет начинается с пробуждения у них добрых чувств, отзывчивости, доброжелательности, симпатии, привязанности, уважения ко всем членам семьи, к воспитателю, сверстникам; с установления положительных отношений ребенка с окружающими, с умения играть с детьми рядом и де« литься с ними игрушками. Уже на этом возрастном этапе надо добиваться, чтобы элементарные нравственные понятия выражались в стремлении следовать указаниям воспитателя.
В три-четыре года ребенку доступны некоторые несложные формы организованного поведения: например, не мешать окружающим криком и шумом. Детям следует разъяснять, как они должны вести себя дома, чтобы не нарушать тишины, если родители отдыхают, на улице, в общественных местах.
В этом возрасте малыши уже могут играть дружно, сообща пользоваться игрушками и книгами, а по необходимости уступать друг другу. Важно побуждать ребенка оказывать внимание сверстникам, проявлять заботу о маленьких, о тех, кто нуждается в помощи.
У детей четырех-пяти лет необходимо формировать навыки коллективности, приобщать их к совместной деятельности, учить уважать общий замысел игры и подчиняться ее правилам. Основой таких отношений являются общительность, умение сопереживать, проявлять чувства дружелюбия и взаимопомощи. Уделяется особое внимание дальнейшему воспитанию уважения, приветливости, сдержанности к близким и окружающим.
Необходимо проявлять нетерпимость к таким отрицательным проявлениям, как назойливость, развязность, бесцеремонность, дерзость, жадность, потребительство, леность, лживость, эгоизм, тщеславие, т. е. ко всему, что тормозит формирование коллективизма, дисциплинированности.
В этом возрасте у детей появляется способность оценивать свои и чужие поступки, поэтому особенно важно формировать у них восприимчивость ко всему положительному и отрицательное отношение — к плохому..
В период старшего дошкольного детства, когда понятия «можно» и «нельзя», «хорошо» и «плохо» воспринимаются уже осмысленно, необходимо добиваться того, чтобы ребенок придерживался основных правил поведения как в присутствии взрослых, так и в их отсутствии. Почему это важно? Освоение детьми нравственных понятий в старшем дошкольном возрасте приобретает особое значение в связи с тем, что в скором времени дети поступят в I класс, где от них потребуется большая самостоятельность в общении со взрослыми и сверстниками, на учебных занятиях, в трудовой деятельности.
У детей формируют ответственность за собственное поведение, организованность, чувство товарищества, взаимопомощи, доброжелательность, общительность, т. е. те качества, без которых невозможно выработать дисциплинированность. При этом особое внимание следует уделять развитию общественных навыков, умению соблюдать нормы поведения в коллективе, считаться с мнением окружающих, а при необходимости отстаивать свое право в корректной форме, без ссор и конфликтов.
Для того чтобы нравственные нормы становились основой поведения ребенка, они должны найти опору в его собственном опыте. И задача взрослых состоит не в том, чтобы навязывать дошкольнику готовые формулы, а в том, чтобы организовать его поведение в соответствии с моральными нормами. Этим самым создается предпосылка к формированию активного, сознательного послушания.
Учить детей поступать правильно — это значит формировать у них готовность к активному, осознанному послушанию, что в свою очередь обеспечивает развитие в ребёнке законопослушного гражданина.